12 февраля 2012 г.

На страже неба Америки - Александр Прокофьев-Северский, США

Александр Николаевич Прокофьев родился 7 июня 1894  в семье потомков русских дворян в Тифлисе. Предки будущего авиатора были военными, а отец Александра стал известным в Петербурге деятелем культуры, используя псевдоним Северский, который затем присоединился к настоящей фамилии. В Тифлисе в момент рождения второго сына семья оказалась по причине гастролей отца, который также был одним из первых авиаторов-любителей Российской Империи. Поступил в военную школу в 10 лет, а в 14 благодаря занятиям с отцом в момент поступления в Морской кадетский корпус Александр Прокофьев уже знал, как летать. В 1914 наш герой окончил корпус в звании мичмана и  приступил к службе на море, когда разразилась Первая Мировая война.


В 1914—1915 при ВМФ началось создание авиационных групп для осуществления разведывательной деятельности на воде и совместных действий с флотом. Среди молодых моряков, отправленных в Севастопольскую авиационную школу для подготовки летчиков морской авиации, был мичман Прокофьев. 2 июля 1915 он сдал экзамен и получил звание морского лётчика.

Прокофьев служил в Рижском заливе на базе на острове Эйзель, где во время одного из вылетов летом 1915 противовоздушные силы Германии подбили его самолет, заставив садиться на воду, что вызвало детонацию бомбы на борту. Второй член экипажа самолета по фамилии Блинов погиб, а сам Александр Прокофьев получил тяжелейшие ранения и даже ампутацию правой ноги ниже колена. Его комиссовали из вооруженных сил, хотя сам Александр уже с протезом был полон желания продолжать летать и прилагал к этому все усилия, проявив невиданную волю. Позже он скажет: "Я рано обнаружил, что самое тяжелое для преодоление препятствие - это не физический недуг, а то состояние ума, настрой, вызванный этим недугом. Окружающие, как я заметил, воспринимают тебя также, как ты воспринимаешь сам себя. Если ты сдался, то на тебя все махнут рукой, но если ты борешься, уважая сам себя, то остальные тоже скоро будут уважать тебя".

В начале 1916 Прокофьев приступил к работе на петербургском заводе Первого Российского товарищества воздухоплавания в качестве консультанта на строительстве и испытаниях гидросамолетов для авиации Балтийского флота. Одновременно начал работать конструктором. Предложил схему, чертежи конструкции и технологию перехода летающих лодок с поплавков на лыжи, что позволило авиации флота действовать зимой. 

Однажды в мае 1916 он появился на аэрошоу и успешно заменил одного из летчиков, похулиганив в небе. Сразу после представления его арестовали, так как тогда считалось немыслимым, чтобы инвалид сидел за штурвалом самолета и, таким образом, подвергал опасности окружающих. Николай II услышал об этом и захотел увидеть воочию прославившегося офицера. И вот высокий стройный морской офицер, показав прекрасную строевую выправку, предстает перед императором. Тот спрашивает о протезе. Получив заверения, что это не проблема, царь без колебаний разрешает Александру возобновить полеты, и уже через 3 дня Прокофьев сбил вражеский самолет. 14 октября 1916 уже сам Прокофьева был подбит над вражеской территорией, но после приземления летчику удалось выбраться к своим. В феврале 1917 он принял командование 2-ым морским истребительным авиаотрядом  Балтийского флота, и ему был присвоен чин подпоручика «за отличие». К Октябрьской революции 1917 подпоручик Прокофьев-Северский был одним из самых известных и опытных лётчиков-асов в России, налетав 1600 часов и проведя 57 воздушных боёв, сбив 6 (по его собственным словам - 13) немецких самолетов. Имел множество боевых наград, в том числе почётное Золотое оружие и ордена Св. Владимира и Св. Георгия 4-й степени. Последний - вручённый лично главой Временного правительства А. Ф. Керенским, а также орден Св. Станислава (2 и 3 степеней), Св. Анны (2, 3, 4 степеней). 12 октября 1917 года «за отличие в делах против неприятеля» произведен в чин поручика. Был награждён специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. В марте 1918 Прокофьев был назначен атташе русского военно-морского флота в США, куда попал через Сибирь. Когда ситуация в России стала более-менее ясной, Александр решает остаться в Америке.

В Америке.

В 1918 он предлагает свои услуги пилота генералу Кенли, который нашел ему место инженера-консультанта и тестового пилота в округе Баффало. Потом Прокофьев стал помощником генерала Билла Митчела, который был сторонником создания стратегической авиации. Идеи молодого русского лётчика заинтересовали генерала, и он предложил Александру место инженера-консультанта при Военном министерстве в Вашингтоне. В 1921 Прокофьев запатентовал схему дозаправки самолета в воздухе. В последующие годы Александр Николаевич оформил 364 заявки на патенты, в том числе на гироскопически стабилизированный прицел, работая в Sperry Gyroscope Company в 1923. В 1927 году он получил американское гражданство, а  в 1928  звание майора ВВС США в запасе.

Используя 50 тыс. USD, полученные от продажи своего прицела правительству США, Прокофьев основал Seversky Aero Corporation в 1923, занимавшуюся производством деталей и оборудования для самолетов. Однако, пережить Великую Депрессию 1929 фирме не удалось. 16 февраля 1931 при помощи инвестора Эдварда Мура фирма была воссоздана под названием Seversky Aircraft Corporation в Лонг-Айленде, в Нью-Йорке. Многие сотрудники компании были русскими или грузинскими специалистами, сбежавшими от чисток в промышленности в СССР. Первым итогом их работы стал 3-местный самолет-амфибия SEV-3 в 1933, на котором сам Прокофьев 15 сентября 1935 установил рекорд скорости для самолетов-амфибий с поршневым двигателем - 230 миль в час. Эта машина стала прародителем целого семейства аппаратов. В тот период под управлением Прокофьева было порядка 25 инновационных проектов, включая истребитель SEV-2S, на котором в 1937 Фрэнк Фуллер выиграл авиагонки, показав скорость в 415,51 км/ч.

Несмотря на разнообразные открытия, победы на гонках и контракты с правительством США, добиться прибылей Прокофьеву не удавалось - фирма терпела убытки в 550 тыс. USD. Также некоторое раздражение военных властей США вызвали секретные переговоры Прокофьева с японцами насчет продажи им своих машин, да и покровитель инженера - генерал Митчел - переживал не самые лучшие времена. Во время промо-поездки в 1938-1939 инвесторы решили втихаря передать управление Уоллесу Келлету, реорганизовав фирму в Republic Aviation Corporation 13 октября 1939. Эта компания была гегемоном во время Второй Мировой войны, производя основанный на разработках Прокофьева истребитель P-47 Thunderbolt. В 1965 эта фирма будет приобретена конкурентами из Fairchild.

Прокофьев пытался судиться, заявив иск на сумму, превышающую 2 млн. USD, но безуспешно. После такого разворота событий он занялся писательством, став известной медийной персоной в Америке, участвуя в ток-шоу на телевидении. После атаки на Перл-Харбор из под его пера в апреле 1942 вышла "Victory Through Air Power", в которой автор обосновывает важность бомбардировок с воздуха в современных войнах. Книга стала бестселлером - 5 млн. экземпляров, №1 в рейтинге продаж в течение 5 недель с августа 1942. По ней Уолт Дисней при участии Александра Прокофьева и генерала Митчела снял одноименный фильм в 1943, который был принят на ура критиками. Кроме того, такие книга и фильм во время войны инициировали в стране политическую дискуссию о необходимости крепких ВВС. 

Интересен также тот факт, что Александр Николаевич Прокофьев присутствовал в 1945 при допросе Геринга, который узнал его по имени ещё по событиям Первой Мировой. Позже Прокофьев продолжал выдвигать разнообразные идеи, получив известность как теоретик воздушной войны; писать книги "Air Power: Key to Survival" (1950) и "America: Too Young to Die!" (1961); и, конечно же, изобретать. В 1952 он основал Seversky Electroatom Corporation, занявшись проблемами защиты США от ядерных атак. В 1964, существенно улучшив предыдущие разработки, представил публике так называемый "йонокрафт" (патент  США №3130945) - устройство, способное подниматься в воздух без шума, без сжигания топлива, на основе электроэнергии (эффекта Бифельда-Броуна, йонизированный воздух) и нести с собой груз. В конце жизни Прокофьев увлекся экологическими проблемами, основав фирму "Seversky Electronatom Corp." Одним из изобретений был электростатический фильтр, предназначенный для поглощения грязного воздуха и очистки промышленных отходов. 

Личная жизнь.

Ещё в июне 1925 (по другим данным - в 1923) Александр Прокофьев-Северский женился на молодой представительнице высшего света Орлеана - Эвелин Оллифант. Пара поселилась в Нью-Йорке. До конца своей жизни Прокофьев-Северский оставался консультантом ВВС США и лектором Авиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференциях. Скончался авиатор, изобретатель, предприниматель и писатель Александр Прокофьев-Северский в госпитале Нью-Йорка 24 августа 1974, похоронен на кладбище Вудлаун в Бронксе.

Награды.

За свою жизнь и карьеру Александр Прокофьев получил множество регалий, в том числе в Америке:
1) Harmon Trophy в 1939 и 1947 за вклад в развитие авиации;
2) Медаль "За заслуги" от президента Трумэна в 1945;
3) Медаль "За безупречную службу" в 1969;
4) А в 1970 его имя было увековечено в Зале Славы Авиаторов США.

P.S. за фотографию благодарим Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и сайт news.21.by

Комментариев нет:

Отправить комментарий