10 октября 2012 г.

Лайнер СС Нормандия - Владимир Юркевич, Франция-США

Владимир Иванович Юркевич родился 5 июня 1885 в Москве и был старшим из 4 детей в семье учителя географии Ивана Юркевича и Александры Иванской. В детстве будущий кораблестроитель Получил хорошее образование, прилично рисовал, обладал способностями к математике. В 1903-1909 был студентом у академика Алексея Крылова в Петербургском Политехе, после окончания которого поступил в Кронштадское морское училище, где через год стал квалифицированным судостроителем и получил звание лейтенанта. Начал работать на Балтийском заводе инженером. После войны с Японией и Цусимского сражения власти осознали важность современного и хорошо оснащенного флота, и Балтийский завод по их замыслу должен был сыграть в модернизации большую роль. Молодому инженеру оказали доверие, и он начал работать над созданием самых больших и самых быстрых в то время судов. В 1911 на воду был спущен первый из линкоров серии "Севастополь", для которого Юркевич впервые применил обтекаемый дизайн. В 1914 получил звание штабс-капитана. Также с 1915 работал в Ревеле над созданием подлодок «Форель» и «Ерш», активно участвовал в организации Союза Морских Инженеров, став потом его секретарем. В 1918 был назначен помощником руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве. Являлся одним из основных конструкторов линкоров "Бородино", "Кинбоум", "Измаил" и "Наварин", работы по которым не были завершены из-за революции. Во время Гражданской войны Юркевич присоединился к Белому Движению. 

В эмиграции.

В 1920 после поражения армии Врангеля в Крыму Владимир Иванович оказывается в Турции, где сталкивается с большими жизненными трудностями. Естественно, что о судостроении пришлось временно забыть - Юркевич работал сначала грузчиком, а потом с товарищами организовал автомастерскую. Через пару лет в 1922 он перебрался в Париж, где сначала трудился токарем на заводе Renault, а потом чертежником на судоверфи. Одновременно Юркевич пытался убедить британских инженеров, что разработанный им особый обтекаемый дизайн сделает их лайнер "Куин Мэри" на 15% эффективнее и мощнее. Между тем, в 1927 году Владимир Юркевич женился на Ольге Всеволодовне Крестовской, и 9 сентября 1932 года у них родился сын Юрий. 

СС Нормандия.

В 1928 Юркевич по рекомендации адмирала Погуляева смог устроиться на соответствующую его навыкам и знаниям должность в фирме Penhoët, которая тогда была монополистом в строительстве пассажирских лайнеров. Как раз тогда фирма получила заказ на создание нового гигантского трансатлантического лайнера - "СС Нормандия" ("SS Normandie"). Проект стартовал в 1929. Юркевич решил самостоятельно сделать дизайн махины, для чего ему пришлось работать по ночам в достаточно плохих условиях. Юркевич предложил необычный и новаторский для того времени дизайн и ему пришлось много попотеть, чтобы убедить всех в том, что его вариант - лучший. В итоге тестирования 25-ти моделей, проведенные в Париже и Гамбурге, показали, что вариант Владимира Юркевича был лучшим. Всех удивило сочетание формы носового бульба и формы корпуса. Фактически, это было началом новой эры в кораблестроении. Французская компания Compagnie Générale Transatlantique начала постройку в 1931, закончив в 1932. Но из-за мирового экономического кризиса процесс доделки судна и оснащения его оборудованием застопорился на 2,5 года. Наконец, в мае 1935 судно вышло из Гавра и достигло Нью-Йорка за четверо с небольшим суток, установив новый рекорд и выиграв "Голубую ленту Атлантики". Скорость громадины достигала 56 км/ч. «Нормандия» была массивнее своего основного конкурента, британского лайнера «Куин Мэри», но достигала такого же уровня скорости за счет нетрадиционных носового бульба и конструкции корпуса. Принципиальная разница заключалась в том, что достижение «Нормандией» равной скорости происходило при мощности двигателя где-то на 30% меньше, чем мощность двигателя на «Куин Мэри», что предполагало сокращение потребления топлива. С тех пор конструторы всех больших судов переняли дизайн Владимира Ивановича (так называемый "бульб Юркевича"), который на волне успеха открыл во Франции вместе с товарищами из России собственное бюро "BAKNI" с филиалами по Европе. Также он решил запатентовать свой дизайн. Флоты ведущих стран Европы стали клиентами Юркевича. В бюро "BAKNI" для них делали новые суда или же ремонтировали старые.

В США.

Почувствовав бОльшие перспективы, 5 марта 1937 Юркевич приехал в США, где открыл Yourkevitch Ship Designs, Inc. Там он работал с крупными государственными и частными заказчиками, включая Александра Власова, одного из крупнейших судовладельцев того времени с более чем 40 океанскими судами. Власов оказал Юркевичу финансовую поддержку в его начинаниях: "Мы, русские американцы, гордимся успехом нашего талантливого соотечественника и считаем своим долгом поддержать его начинания в Америке". Тестирование моделей, предложенных Юркевичем, прошло в Вашингтоне. Они снова оказались лучше, чем конкуренты. К 1938 42 судна были построены или переделаны в соответствии с чертежами Владимира Ивановича. В 1941 Юркевич стал гражданином США. В 1939-1945 он продолжал заниматься исследованиями по вопросам устойчивости и скорости судов и вообще будущего океанских лайнеров, читая лекции в университете Мичигана и в Массачусетском Технологическом. В 1940 Владимир Юркевич стал консультантом американского флота и участвовал в разработке судов, которые потом приняли участие во Второй Мировой. После войны он работал над проектом суперлайнера, способного перевозить до 6000 пассажиров и всего за 50 USD. Это подняло настоящую суматоху в прессе. Но из-за финансовых проблем заказчиков и даже некоторого противодействия со стороны авиационных фирм, боявшихся потерять клиентов, этот проект не был реализован. Далее Владимир Иванович трудился консультантом в Англии, США и Канаде. Скончался выдающийся инженер-кораблестроитель Владимир Иванович Юркевич 13 декабря 1964 в Нью-Йорке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий