11 сентября 2014 г.

Топливо Orimulsion - инженер Алексей Легков, Венесуэла

Алексей Борисович Легков родился 16 июля 1923 в городе Банат в Югославии в семье белоэмигрантов Бориса Федоровича Легкова и Марии Кузьминичны Ситниковой. Его отец был военным, участником Первой Мировой, на которой в 1915 его ранили и он оказался в лагере военнопленных около озера Ван в Турции. В 1917 смог вернуться в Россию и вступил там в Белую Армию, где служил штабс-капитаном Алексеевского пехотного полка. Был контужен. После поражения Белых эвакуировался из Крыма в 1920 в Югославию, где в Сараево встретил жену, также эмигрантку из России.

Проживая в местности, населенной многими народами, Алексей с детства владел несколькими языками. В 11 лет в 1934 он был принят в кадетский корпус им. Великого Князя Константина Константиновича в городе Белая Церковь, по окончании которого в 1941 продолжил образование на юридическом факультете Белградского Университета. Однако, началась Вторая Мировая война, Белград был оккупирован немцами, а университет - закрыт. Одновременно началось создание Охранного Корпуса из бывших чинов царской армии в помощь немецкой армии под началом генерала М.Ф. Скородумова. Планировалось участие формирования в освобождении России от коммунизма, что очень воодушевило многих эмигрантов из России, включая вступившего в этот корпус Легкова. Однако, где-то через полгода он понял, что отправки корпуса в Россию не будет, а иные задачи его не интересовали, и Легков вышел оттуда, что сразу породило подозрения в нелояльности. Будучи предупрежденным о готовящемся аресте, Легков сбежал в Вену. Потом участвовал в деятельности казачьих частей Вермахта, выступал перед советскими военнопленными.

После Второй Мировой

После окончания войны он вернулся в Вену и пытался поступить в Венский Университет, где его не хотели принимать из-за мутной истории его возможного участия в пронемецких формированиях во время Второй Мировой. Чтобы отделаться от настойчивого кандидата, в университете поставили условие выучить и сдать экзамен по университетскому курсу латыни. Но они не знали о способностях Алексея к языкам - в итоге его пришлось принять. В университете Легков изучал сельское хозяйство и подрабатывал переводчиком - в то время в Австрии были размечены оккупационные зоны, представители которых должны были взаимодействовать друг с другом. Однажды он пришел на работу и на лестнице встретил одного из коллег из СССР, который прошептал ему: "Беги!" Легков понял, что ему грозят сталинские лагеря и направился в британскую зону оккупации в Германии. Там он находился, выискивая возможность уехать как можно дальше из Европы, чтобы избежать постоянной в то время угрозы насильственной депортации в СССР. В итоге по совету знакомого в 1948 Алексей Легков отправляется в Венесуэлу.

 В Венесуэле

На новом месте он начал работать по специальности, полученной в Вене. Однако, вскоре понял, что в условиях тропического климата полученные знания и навыки имеют маленькую практическую ценность. Тогда он решил сменить профессию и стал инженером в строительстве, работая в американских нефтяных компаниях в Венесуэле. Позже открыл свою фирму и занимался возведением объектов для рабочих нефтедобывающих компаний. В то же время заинтересовался темами, связанными с нефтью.

Однажды ему пришла идея, что было бы неплохо как-то использовать отходы, производимые в в ходе добычи нефти. Чтобы развить эту идею, ему пришлось засесть за учебники по химии, и через достаточно долгое время, приобретя необходимые знания, он изобрел несколько техник использования нефтяной эмульсии, применяемых в широком спектре производственных процессов - от производства асфальта и очистки нефтяных сооружений до бездымного сжигания мусора. А самое главное, это позволило более эффективно работать с вязкой нефтью и битумом, которые достаточно распространены в Венесуэле. Основой технологии является реакция ионного обмена. Основываясь на базовых вещах, Легков вывел формулы для трансформации веществ. Его метод используется на мусоросжигательном заводе в Мериде - в печи горят старые покрышки, но дыма из трубы нет! Потому что в результате химической реакции дым превращается в технический углерод, используемый затем в дорожном строительстве.

Orimulsion

В 1980-ых в одном из гольф-клубов Каракаса Легков познакомился и подружился с Мигелем Морено, представителем венесуэльских высших кругов и бывшим секретарем диктатора Маркоса Переса Хименеса. Когда он как-то раз был в офисе Легкова, тот показал ему действие эмульсии: налил воды в блюдце и добавил немного эмульсии, накрыв листком бумаги. После некоторого нагревания вода, а потом и листок вспыхнули. Морено предложил познакомить Легкова с людьми из венесуэльской государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela, которым было бы интересно применение эмульсий в промышленном масштабе. Встреча состоялась, нефтяники проявили интерес к технологии, а потом потерялись. Вскоре из Венесуэлы в мир пришла новость, что после "многолетнего труда группы ученых" страна начинает производство нового типа топлива (Orimulsion) - устойчивой смеси битума и воды - для использования в работе электростанций. Интересно было то, что в используемой формуле от формулы, предложенной Легковым на той встрече, отличался только 1 компонент - скорее всего из-за трудностей перевода венесуэльцы прочитали сернистую кислоту (sulfurous acid) в формуле Легкова как как серную (sulfuric acid), что ухудшило свойства эмульсии. Из-за своего возраста и бесполезности затеи Легков не стал судиться с венесуэльскими нефтяниками-госмонополистами, но смог запатентовать улучшенную формулу в США в 1999. Топливо марки Orimulsion относительно широко использовалось во многих странах мира, но потом по экономическим и экологическим соображениям его производство было остановлено в начале 2000-ых в Венесуэле, однако многие потребители в мире по-прежнему оставались заинтересованными, и фирма Легкова была готова предложить им новую формулу и помочь в освоении этой технологии.

Всего у Легкова десятки патентов на изобретения и столько же реализованных уникальных проектов. Среди них — метод быстрого строительства прочных дорог в непроходимых местах путем отвердевания грейдированной поверхности после разлива специальной жидкости, а также метод переработки мусора (проект стал основным для всей Венесуэлы).

Алексей Легков был дважды женат - на австрийке и венесуэлке. Скончался изобретатель и инженер Алексей Борисович Легков 11 сентября 2013 в Каракасе (Венесуэла) в возрасте 90 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий